Если где еще и остались драконы, так это на флоте. На каждом корабле по одному. По штату положены. Драконами на флоте исстари зовут боцманов...
На подводной лодке Б-139 драконом был мичман Петрович. При погружении его боевой пост - рядом с командирским креслом, за горизонтальными рулями. На подбитой мехом от старого альпака табуреточке.
И была у Петровича слабость. Нет, другая, поскольку пить он уже практически и не пил. К своим пятидесяти, видимо, столько «шила» переработал, что уже не брало. Нет, другая была слабость у старого мичмана. А можно сказать, даже талант. Причем достойный медицинской диссертации, если бы слух об этом феномене докатился до института имени В.П.Сербского.
Стоило лодке погрузиться на первый десяток метров, Петрович засыпал. Тихо и мирно, прямо тут, на боевом посту, за горизонтальными рулями, какая бы холодная или горячая война вокруг ни свирепствовала.
Так было и в этот раз. Стоило стрелке глубиномера коснуться роковой риски, сознание покинуло бренное тело ветерана подводного флота. А его носоглотка уже было приступила к партии проржавевшего туманного ревуна с мыса Сарыч.
Привычно поймав мгновение, командир лодки каперанг Вернигора, мужик опытный, при каждом погружении он держал под рукой что-нибудь сподручное, легонько так хлоп боцмана по лысине верхонкой:
- Спишь, старый!..
- Товарищ командир, - сна ни в одном глазу вскинулся Петрович. – Да я уже тридцать лет за этими рулями! Хоть раз уснул?..
- Петрович, я тебя точно сдам на опыты, - ворчит командир.
Он каждый раз так говорит. Но не сдает. Потому что, очнувшись, Петрович может теперь не спать уже и сутки, и двое. Сколько понадобится...
Вообще, Капитан Немо загонял свой «Наутилус» на глубину до 16-ти тысяч метров. Насколько помнится, происходило это в Саргассовом море. Закроем глаза на то, что глубины там составляют не более 7 тысяч. А Жюль Верн так описывает этот подвиг:
«Наутилус» скользил в бездонные глубины, несмотря на огромное давление внешней среды. Я чувствовал, как скрипят скрепы железной обшивки судна, как изгибаются распоры, как дрожат переборки, как стекла в окнах салона, казалось, прогибаются внутрь под давлением воды. Если бы наше судно не обладало сопротивляемостью стали, как говорил его командир, нас бы, конечно, расплющило!..»
Ровно с этого места всякий подводник обязан бросить читать Жюль Верна. И начать писать сам.
Настоящее глубоководное погружение происходит так.
Сначала тебя ловят на переходе из столовой в каюту на плавказарме и говорят, что сегодня, через час, ты идешь с Б-139 на глубоководное погружение. Экипаж задачу сдает, у них там зам заболел, а твою фамилию назвал начальник. Ты начинаешь было говорить, что у тебя дел до... ну, в общем, как говаривал старшина из "Зори здесь тихие", девушкам по пояс будет. А тебе говорят: у всех дел по пояс. Ты вспоминаешь, что тебе приказывали убыть в командировку во Владивосток, где в штабе эскадры какие-то сборы, на что тебе отвечают, что перебьются. Ты еще по инерции бурчишь, что нельзя вот так, ни с бухты-барахты. Что ты даже в смысле амуниции не готов - у тебя на ПКЗ ни альпака, ни ватных штанов. Они дома вместе с унтами. А февраль-месяц в Японском море – это не Сочи а августе. На что тебе вообще ничего не отвечают, только улыбаются и обещают жене передать, чтоб к ужину не ждала.
И на этой неделе, и на следующей.
И вот ты уже в прочном корпусе. И капитан-лейтенант Арцебашев, твой сосед по дому № 15 на улице Морской, которого ты вчера честь по чести провожал в плавание, тебя со смехом приветствует. Потом в центральный отсек спускается контр-адмирал Смолярчук, в полном меховом снаряжении, значит, тоже идет.
Увидев твою шинельку и фуражку, он говорит старпому:
- Найдите мальчонке какой-нибудь ватник. И валенки, если есть...
В общем, поехали…
Лодки 629 проекта, если начистоту, должны были быть списанными еще в конце 70-х годов. Но Москва, в виду их надежности, не торопилась делать это. А информированные источники поговаривали, что списание нашей дивизии придерживается до какого-нибудь нового договора с американцами об ограничении стратегических вооружений. Дескать, под него и спишут. Но начались восьмидесятые годы, в Америке Рейган с ума сошел, звездные войны придумал, разрядкой не очень попахивало, потому как плавали лодочки, так и плавают…
Мне нашли ватник, валенки. И даже шапку с рукавицами. Вылитый мужик из леспромхоза. Освоил каюту в третьем отсеке, и можно было зажить нормальной жизнью прикомандированного офицера.
В район шли уже ночью, в надводном положении. Лирику в виде луны, зимнего моря и стужи опустим. Мелкие подробности перехода - тоже. Наконец, пришли.
- По местам стоять, к погружению!.. - началась, собственно, работа.
- Принять воду в цистерны главного балласта!..
- Держать глубину семь метров! Осмотреться в отсеках...»
То есть лодка уже в позиционном положении, море наверху уже сомкнулось, хоть и не полностью.
Каждый отсек эхом доложился, что осмотрелись, замечаний нет. Ну, а раз нет, то вперед, Господи благослови!... И принимается балласт в среднюю. Теперь действительно поехали: на глубиномере десять метров, пятнадцать, двадцать, двадцать пять, тридцать…
Над нами, как над упавшим камнем,
Круги расходятся по воде.
Подводная лодка в пучину канет,
Ищи ее неизвестно где…
Песенка такая. Тьфу, тьфу, тьфу – насчет "канет"...
- Глубина сорок метров. Осмотреться в отсеках! – снова звучит команда.
Старпом - на «каштане», командир - за спиной боцмана, адмирал - дремлет в командирском кресле. Все спокойно и ровно. И штурман за шторкой, от нечего делать, свои бесчисленные карандашики чинит. До микронной остроты...
- Восьмой осмотрен, замечаний нет!
- Седьмой осмотрен, замечаний нет…
- Шестой осмотрен…
- Пятый…
На четвертом по «каштану» звучит:
- В четвертом отсеке дождь...
- Большой дождь-то? - спрашивает старпом.
Адмирал открывает один глаз, прислушивается.
- Ведра четыре в минуту, - докладывают из четвертого.
- Крыша у вас прохудилась, старший лейтенант...
- Лично у меня все нормально с крышей, - звучит из четвертого обиженно.
- Ты пошути, пошути там! - советует старпом. - Сейчас подвсплывем, говорю, подтяните болты на съемных листах!..
- Есть, болты на съемных листах!..
В четвертом отсеке на подволоке - съемные листы. В базе их, случается, снимают, чтобы произвести загрузку аккумуляторных батарей. Забортное давление их сейчас отжало. Отсюда и дождь в отсеке. Такие же листы – во втором отсеке. Есть съемные в концевых. И оттуда тоже начали поступать доклады. Событие - нельзя сказать, чтоб нештатное. Но не из приятных. Тем более что в внизу, в трюме – аккумуляторные батареи. А они, мягко говоря, сырости не любят. Личный состав отсеков знает, насколько не любят. Моряков сейчас подгонять не надо: в ход идет все - обрезы, ведра, лагуны, вплоть до пилоток, чтобы вода не попала в трюм...
Подвсплыли на двадцать метров.
Сейчас в отсеках в ходу уже «тракторные» ключи. Нарощенные отрезками стальных труб. Знаю еще со срочной. Сам был трюмным...
- Во втором отсеке течь ликвидирована!
- В четвертом отсеке порядок!
- Добро, четвертый и второй...
Снова тридцать…Сорок метров… В центральном начинают подкапывать клапана. Механик, стоящий на колонках, подтягивает сальники. Всех этих отверстий и сальников по лодке – море. И за всеми глаз нужен.
На восьмидесяти опять "дождь" в четвертом и во втором.
И снова всплываем. До сорока метров. И все повторяется. После чего лодка снова идет в глубину.
… Нештатная ситуация произошла на ста двадцати. Отлично дифференцированная, стоящая на прямом руле лодка проваливается носом. Три градуса на нос дифферента, пять градусов…
- Механик, двести литров из носа в корму! – это уже адмирал. И голос – в полную силу.
Насосы начинают отрабатывать двести литров…
Дифферент растет.
Шесть градусов, семь…
- Механик! Еще сто литров из носа в корму! Отставить, двести!...
Восемь градусов, девять!..
Уклон палубы, как на горке. Нельзя стоять, не ухватившись за что-то надежное.
Четыреста литров воды из носа в корму - это много. Когда она остановится...
Десять градусов, одиннадцать…
И вот, наконец, лодка что-то почувствовала. Остановилась.
На двенадцати…
Стала возвращаться на ровный киль.
Вернулась.
Чтобы начать валиться на корму...
- Механик! Триста литров из кормы в нос! - уже прозвучала команда до этого.
- Еще сто в нос!!! Как только начнет реагировать, двести литров в корму!..
В центральном уже все на ногах. Паники нет, но обстановочка... Сейчас все зависит только от них двоих - комдива и механика.
Да от исправности насосов.
Да от скорости воды в магистралях.
Да от самой лодки, которая опять валится на нос.
От Господа Бога. Если, конечно, око Его всевидящее проникает на глубины более ста метров...
Не успокаивается лодка. И странно, что нет страха.
- Продуть среднюю! - звучит, наконец. - Продуть концевые! Срочное всплытие!..
Лодка, продув цистерны главного балласта, летит на поверхность.
Смолярчук снова в кресле.
- Старпом! - уже другим голосом говорит он. - Пиши в вахтенный: достигли предельной глубины. Испытание прошло успешно…
И, поймав взгляд старпома:
- Пиши, пиши! Пусть я буду лучше в тюрьме сидеть, чем…
И не стал заканчивать фразу...
Позже, заглянув в документацию, старпом выудил оттуда веселенькую цифру: предельно допустимый критический дифферент для лодок данного проекта - 11 градусов...
***
Все знают: подводникам дают вино. Не все знают - сколько дают. Не исключено, что народ простодушно полагает, дескать, по бутылке на брата. Скажем, «Киянти».
Так вот, закрытая информация: подводная норма чуть больше трети стакана. То бишь, в районе пятидесяти грамм. И то, ни когда хочется, а перед обедом, исключительно для аппетита.
Глубоководные испытания закончились. Запоздалый испуг если и навестил кого-то, то сугубо интимно. Народ больше занимал профессиональный вопрос: какого дьявола вдруг так заиграла лодка?
Гидроакустики полагали, что во всем виноват проклятый планктон. Бродит плотными стадами, неизвестно, на какой глубине встретишь и, мол, вполне могли в такой слой попасть. От гидроакустиков отмахивались, дескать, какой к черту планктон в зимних водах. Скорее что-то с носовой цистерной. Забортной воды хлебнула. Давление-то, ого! Механики на это крутили пальцем у виска, что глупость это, быть такого не может. Так что причины ЧП оставались невыясненными, и все сходились на том, что море - оно есть море, чего не бывает…
Впрочем, мозги человечьи имеют свойство долго не ерзать по одному и тому же месту. И потому, когда офицеры, сменив робы на кремовые рубашки, собрались в кают-компании, эту тему уже не поднимали. Лодочка бежала в базу, все живы. Уже само по себе удовольствие, но хотелось его несколько усилить. И соответствующие распоряжения буфетчику были даны.
Надо сказать, что на флоте есть два сорта вина. Первое - просто вино, обычно, «токай». Может, в других соединениях предпочитали что-то другое, но у нас был неизменный венгерский «токай» и других сортов как-то не признавали. А есть еще вино испорченное. И в ряде случаев – особых случаях – испорченное, конечно, предпочтительней...
История появления этого сорта, точнее - его названия, была такой.
Как-то в море на лодке выходил большой начальник. Он также был и большим знатоком, гурманом по части различных сухих и крепленых вин. А в экипаже этому обстоятельству значения как-то не придали. Или, может, не знали. И по местной традиции в неполные стаканы с «токаем» «шила» долили. Чтобы всклень. Чтобы немного праздник был.
И вот заходит начальник в кают-компанию, садится в кресло, настроение бодрое. Экипаж на корабле воспитанный – раньше большого гостя вилок не хватает, к стакану не тянется. Нормальный домострой флотский. И вот поднимает свой стакан начальство, несколько добрых слов говорит, о том, как счастлив с такими орлами в море ходить. Офицеры тоже стаканы подняли, вежливо слушают.
Наконец, понес начальник чашу к устам. И народ тоже. Как и положено, опять же, - на десяток сантиметров отставая от старшего товарища. Вот, наконец, край чаши начальственных усов коснулся, вот, наконец, первая влага под усы пролилась...
Значит и всем можно.
Но вдруг встал процесс.
- Товарищи офицеры, вино не пить – вино испорчено!.. - говорит начальник.
И застыл народ. С чарками, коснувшимися зубов. С загустевшей враз слюною во рту…
Ставит гость свой стакан. И отодвигает с кислым выражением на лице.
И остальные ставят, отодвигают. С выражениями еще более кислыми...
Никто не стал объяснять товарищу, что вино как раз не испорченное. А вовсе даже наоборот. Улучшенное.
Вот с той поры и повелось, что на наших лодках всегда спрашивали: «Вам какого вина? Испорченного?..»
И на этот раз все склонились к испорченному. И даже против сильно испорченного не возражали бы, разреши адмирал.
Только сам Смолярчук показал - ему не наливать. Ни нормального, ни испорченного.
- Товарищ адмирал! - осмелился кто-то. – От чистого сердца, поднимите с нами. Мы хотим за вас сегодня...
- Без меня, ребята, - говорит Петр Павлович. – Я сегодня лучше таблеточку под язык…
Он, и правда, после погружения выглядел неважно.