Из будней подводной лодки М- 200 «Месть» Балтфлота, середины 50-х годов

Опубликовано в "Служили три товарища" В. Мацкевич, В . Кулинченко, Э. Антошин Суббота, 08 декабря 2012 15:49
Оцените материал
(3 голосов)

Владислав Мацкевич

«ЗУБРОВКА»

То, что дружба с коком-залог здоровья знает каждый салага уже в учебном отряде. Поэтому обросший ракушками гидроакустик, ведь тогда служили срочную службу пять лет, сразу после появления на лодке молодого кока – татарина из сельской местности Куйбышевской области решил наладить с ним контакт. Лодка стояла на ремонте в Купеческой гавани Таллиннского порта, что несколько расслабляло экипаж. Акустик, у которого «наметился» день рождения, купил пару бутылок водки «Зубровка», а закусь решил раздобыть у кока на камбузе, заодно закрепить с ним контакт. Как  легче всего это сделать? Конечно – налить «рюмку чая». О дедовщине в те годы слухом не слыхивали. Экипаж –этим все сказано.

Бутылки, на этикетках которых был изображен зубр, насторожили кока, никогда до этого не употреблявшего крепких спиртных напитков, не считая бузы. Пришлось приврать, пояснив, что это пиво, а бык на наклейке изображен, так как он с удовольствием жрет ячмень – основу пива.
Малая толика «пива» вывела кока из строя. И, если «старики»  пошли искать приключений на берегу, то кок прикорнул у любимого камбуза. Командир, обходя корабль, наткнулся на спящего кока. Услышав жалкий лепет салаги : « Пил с матросами пиво с «быком», командир лишил матросика увольнения на целый месяц, а «деды» -экспериментаторы сели на «губу» на трое суток. И это на пятом году службы.

 

«МЯСО С МЫЛОМ»

 

Гидроакустик, отсидевший срок на «губе», проходя в кормовой отсек, увидел у камбуза молодого кока, который в алюминиевом лагуне мыл мясо. Месть за трое суток отсидки на «губе» созрела мгновенно.

- Почему моешь мясо без мыла? Ты разводишь заразу. Вон Валька торпедист загадил весь завод. И все это из-за тебя оказывается.

Удивлению командира артиллерийско-торпедной боевой части (БЧ2-3) не было предела, когда он узрел кока у лагуна полного пены. Разобрались. Акустику опять воткнули «перо в хвост». Да и коку тоже. Он после второго взыскания озлобился на акустика, впрочем и на офицера то тоже.

 

«ПОЛИТЗАНЯТИЯ»

Политзанятия  с рядовыми подводной лодки вел командир БЧ2-3 лейтенант Луйку Эндемо Иохимович - эстонец. Тема политзанятий на этот раз была  «Дружба и братство народов СССР». После рассказа руководителя началось обсуждение темы. Когда очередь дошла до кока, он, уже в чем-то поднаторевший в эстонском языке заявил: «Да , мы все братья. Но я татарин, а Вы – курат!»

По эстонски курат –это черт. Вот где аукнулось мясо с мылом не разобравшемуся ранее с причино-следственными связями офицеру.

Теперь уже командиру лодки пришлось тушить пожар в душе восточного человека.

 

Бывший гидроакустик М-200 старшина 2 статьи А.В.Каплун

ныне адвокат, председатель Кировоградской ассоциации

ветеранов – подводников.

 

21 ноября 1956 года в Финском заливе в результате столкновения с эскадренным миноносцем «Статный» М-200 погибла. Погибли 28 подводников,6 были сброшены в море с рубки в момент столкновения и спасены.

РОТАЦИЯ

Чтобы флотским людям служба раем не казалась, их персонально, а часто вместе с кораблями или даже соединениями кораблей тасовали между флотами и гарнизонами. И слово мудреное было придумано – ротация. Кому хотелось срываться с насиженных мест и опять ехать в «свежее» место к оленям и прочей непуганной живности, осваивая разные забытые богом губы:  Ура, Ара, Сайда, Лицы и прочие Гремихи? Опять жить в «разборно-щелевых» домах, месяцами, а то и годами ждать «рая» - одной комнаты в двух-трех комнатной квартире кирпичного дома. А если учесть еще и перемещения связанные с необходимой всегда учебой, карьерным ростом, то таких переездов у каждого служилого набиралось больше десятка. Как здесь не вспомнить поговорку «Два переезда равносильны одному пожару».

К тому же особенностью отдаленных гарнизонов было то, что вожделенный вокзал с его контейнерами, службами находится в десятках миль от «губы», куда не было никаких дорог кроме морских. Проблемы росли в геометрической прогрессии и каждый решал эту шараду по-своему.

При очередной ротации меху здорово повезло. Его после ликвидации родной бригады и командировки за границу, назначают в штат разгоняемой 22-ой бригады, базировавшейся в губе Оленья. Лодки бригады,  распределили по разным соединениям Северного флота, а штабу предстояло перебазироваться в «теплые края» на Балтику, где в Лиепайской военно-морской базе сформировать новую бригаду из лодок, прошедших ремонт на разных заводах Балтики и,частично, из других соединений флота.

В этот разгонно-упаковочный период меху приходилось, когда позволяла обстановка, погода и был катер, мотаться между губой Оленья, где служил, и губой Ягельная, где жила его семья. При очередном мотании из «сюдемо в тудемо», мех отдохнув часа четыре в домашних условиях, спешил с утра пораньше на катер. По дороге он нагоняет командира подводной лодки «С152» ( проект 665) Гелия Верховцева. Вскоре выясняется, что его «потаенное судно» сегодня уходит вокруг Европы на Балтику в состав 40-ой бригады, базирующейся в Лиепайской военно-морской базе. Личный состав сейчас загружает имущество экипажа и вещи семей офицеров в пустые ракетные контейнеры. Грузить более-менее удобно, так-как лодка имеет четыре контейнера, размещенных наклонно по обеим сторонам боевой рубки. Мех, решавший уже несколько дней задачу как отправить семейные вещи в Лиепаю, онемел – решение проблемы само идет в руки, ведь добыть контейнер на грузовой станции Мурманска было нереально. Да и доставить пожитки в Мурманск при отсутствии тогда какой – либо дороги можно было только баржой при оказии.

Гелий, по-царски махнув рукой, изрек: «Грузи, если успеешь к шестнадцати  часам»

Через час с продсклада были доставлены 14 ящиков из под автономного пайка. В 14.00 девять ящиков были набиты книгами, в остальных уместились пожитки. В 15.30 погрузка окончена, а в 16 часов с минутами лодка, гремя дизелями, а также ящиками, и прочим имуществом в ракетных контейнерах двинула вокруг Европы. Усиленные силы НАТО все время сопровождали ракетоносец, шедший не скрываясь в надводном положении. И что удивительно, у лодки сильно изменились акустические характеристики, видимо, в контейнерах у русских лежали новые виды ракет.

Мех с женой, детьми и двумя чемоданами с благословения комбрига убыл в отпуск, а ракетный монстр доставил его вещи по назначению без проблем. Расходы были только у НАТОвцев -  керосину сожгли немерено

Позже меху неоднократно приходилось выходить в море на этом «ракетовозе», принимая задачи курса боевой подготовки.

Вот так решая семейно-бытовые проблемы, наши подводники «Ставили на уши» вероятного противника

Прочитано 6753 раз
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Пользователь