Как сдавали экзамены

Опубликовано в Александр Викторович Орлов "Однажды в Баренцевом море…" Среда, 12 сентября 2012 22:52
Оцените материал
(5 голосов)
Когда тебя, иногда, спрашивали знакомые, где мол учишься? И на этот вопрос ты отвечал, что в Системе, севастопольцам было понятно, что человек учится в Высшем Военно-морском училище имени П.С. Нахимова.

Почему Система? Во-первых, потому что все делалось по системе, по распорядку. Сон, еда, учеба, отдых. Но самое главное, что и учились и сдавали зачеты и экзамены тоже по системе. Что такое Система, как она была в мое время. Нас учили неплохо и образование мы получали с точки зрения высшей школы  очень достойное. Ну и на вступительных экзаменах был довольно жесткий отбор, посему круглых дураков  не брали, хотя исключения бывали. Вот пример: несколько лет подряд поступали в Училище два брата-акробата близнеца, бестолковые до изумления. Несколько лет подряд проваливали вступительные экзамены. Но на следующий год появлялись опять. Дуболомы дуболомами, но догадались, наконец подкатываться к старшим офицерам, в званиях они уже научились разбираться, с просьбой: «Товарищ капитан 2 ранга скажите адмиралу, чтобы взял нас учиться». Так или иначе, слухи до Адмирала дошли и он сказал, что если они – братья так хотят быть офицерами, то пусть будут. Флоту всякие нужны». И их зачислили. Вступительные экзамены сдавались без системно, но вот последующие только по системе.

Что это значит. На каждый экзамен разрабатывалась система шпаргалок. Их было множество, за долгие годы существования училища было разработано коллосальное количество способов обдурить преподавателей. Но скорее всего, преподаватели тоже  выходцы из этой среды, между нами и ими возникало два раза в год соревнование, кто кого обжучит.

Итак, примеры: Система «Входящий вносит»: Перед экзаменом весь класс садился писать шпоры на узких полосках бумаги по всем билетам. Если кто отказывался от этого, надолго подвергался остракизму. Написанные на этих полосках ответы на вопросы должны быть разборчивыми и четкими. Потом с двух концов полоска скручивалась в трубочку, и эти трубочки связывались резинкой. Эти трубочки можно было незаметно крутить пальцами и выискивать нужный ответ. Почему «Входящий вносит», потому, что первые четыре человека, как правило,  шли без шпор, это были самые подготовленные, по - этому сдаваемому предмету, своего рода камикадзе. Как только первый заканчивал отвечать свой билет, на смену ему заходил следующий курсант и нес шпору тому, кто в ней нуждался. Еще шпоры мог передавать дежурный по классу. И даже командир роты, наш передавал. Шпоры могли писаться на кусочках мела или на других предметах используемых на экзамене.

Иногда писали на больших листах бумаги – это назвалось «Телевизор» и выставляли эти листы в застекленные фрамуги над входными дверями в класс. Еще так же можно было показывать эти листы с улицы или из помещений соседнего здания.

Но для того, чтобы процесс шел правильно, помимо писания шпор необходимо было знать, как будут разложены билеты на столе у экзаменатора. Для этого вечером, накануне экзамена устраивался налет на Кафедру. Помещения кафедры опечатаны, науки были секретные. Забирались через окна, подбирали ключи от дверей, подделывали печати, было много всяких хитростей. Все это было сопряжено с быть застуканными. А последствия этого могли быть самыми печальными. Можно было в два счета вылететь из училища. И тем не менее шли на такой риск. Билеты переписывались по номерам, как они лежали в стопке. И в процессе раскладки билетов на столе внимательно все следили, как их раскладывает преподаватель. Затем в соседнем классе, где все ждали своей очереди, рисовалась схема расположения билетов и каждый выбирал себе свой билет. Например, первый во втором ряду слева. Человек шел на экзамен с достаточной степенью вероятности, что возьмет именно свой билет.

Конечно случались и проколы. Был у нас в классе один здоровенный курсант, сам он родом деревенский, слегка заторможенный был. И во время подготовки сказал, что не будет писать шпоры, так как у него плохой почерк. И вообще он в эти игры не играет, что это мол, воровство и неправильно все. Все возмутились, все пишут, а ты нет ишь какой правильный.  Понял он, очевидно, что все на него могут крупно обидеться, молча, встал и вышел из класса. Дело было на вечерней самоподготовке. Через некоторое время он вернулся, неся в руках пачку билетов. А кафедра была секретная. Откуда!? Оказалось, что он ничтоже сумняшевся, просто вынес дверь в помещение кафедры, прихватил под мышку сейф с билетами. Отнес его на батарею, была у нас на мысу старая, со времен войны артиллерийская батарея и там каменюгой сокрушил сейф. Конечно, на следующее утро экзамен был отменен, шуршали особисты, но ничего у них не получилось. Никто никого не сдал.

Надо сказать, предательства у нас не было никогда, наоборот, случалось, что брали вину за проступки других на себя люди не причастные к происшедшему. И это тоже связано со сдачей экзаменов.  Вот пример. Должны были сдавать Историю партии. Провели соответствующую подготовку, а именно: залезли на кафедру, переписали билеты, сперли образец листа со штемпелем кафедры. ( для ответа на вопросы билета лаборантом кафедры выдавались проштемпелеванные листы), изготовили штамп из ластика, пропечатали листы и на них написали ответы на вопросы. Но и это еще не все. Решили воспользоваться средствами технического прогресса и переделали приемник «Спидолу» под передатчик. Вернее, как усилитель для телефонной связи. Добыли штук пять наушников, по классу между паркетинами провели проводку к каждой конторке, у нас были не столы, а конторки на трех человек и под каждым посадочным местом был сделан в полу контакт под каждую ногу. А под одеждой были проведены провода связывающие контакты на ботинках с наушником в манжете рукава. Система работала только на прием. Отрепетировали, все нормально.

Наступил день экзамена. Планировали, что будем использовать все способы и листы и радио. Все сначала шло нормально, некоторые пользовались листами сразу, имея их с собой. Потому что билеты были разложены преподавателем правильно, так как и лежали в стопке. Все шло по Системе. Человек заходил со своим уже написанным листом, аккуратно доставал его из рукава, а чистый скидывал в ящик конторки. Радио тоже работало без замечаний, были, конечно, нюансы, как то курсанту ростом метр с кепкой, достались ботинки рассчитанные на самого большого парня в классе и он их волок за собой, как охотничьи лыжи, или наоборот, самому здоровому самые маленькие ботинки, тот шел, что называется на цырлах. Но дело продвигалось. И как в любом коллективе всегда найдется невезучий, скорее не невезучий а просто растяпа со слабой психикой. У нас тоже такой был Толя его звали. Шел он последним или предпоследним. Шел он по радио. Когда надевал оборудованную форму, умудрился перемкнуть провода возле наушника. И тут началось, ему внятно диктуют текст билета, а он не слышит. Вместо того, чтобы дать знать дежурному об этом, он пытается связаться с передающим информацию и шипит себе в рукав «Але, Але…». Конечно, принимающий экзамен обратил на это внимание и застопорил процесс сдачи. Но пока понять ничего не может и пытается допрашивать нашего горемыку, а у него с перебздеху и речь отшибло. И в этот момент в аудиторию входит Начальник кафедры, старый прожженный училищный волк капитан 1 ранга Сидоров, который знает все наши хитрости и уловки. У Толи от сего явления опять прорезывается речь и он снова начинает алекать, глядя на Начальника кафедры, как удав на кролика. Сидоров прямым курсом идет к Толе. Ни слова не говоря Сидоров вытягивает из под Толиного манжета микрофон и все провода. Обращаясь к своему коллеге говорит: «Это фокус старый, у них в конторке розетки, сейчас достанем».   

А в конторке куча чистых листков со штемпелем кафедры! Провал полный! 

И тут в дело вступает Старшина нашего класса: «Товарищ капитан 1 ранга у нас розетки в полу». Наклоняется и одним движением поднимает паутину проводов.
Кончилось дело тем, что и Толе и Старшине поставили по паре, но все остальные были спасены.
Прочитано 7282 раз
Другие материалы в этой категории: « С точки зрения хорошей морской практики Спор »
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Пользователь